Если бы предприниматели, решив начать свою деятельность в секторе уборочных услуг, начинали планировать свою работу с решения вопроса обеспечения безопасности труда своих уборщиков, наша индустрия была бы избавлена от многих проблем, а ее развитие было бы более устойчивым даже в экономически сложные времена.

К сожалению, придя в сферу услуг – неважно, в клининг или торговлю, ресторанный или гостиничный бизнес – многие приносят сюда свои бытовые привычки и твердую уверенность, что, так как это их частная собственность, то на организацию производственных отношений влияют только «понятия» владельца, но никак не законы РФ. Этот подход был весьма распространен в дикие 90-е, но оказался удивительно живучим и в наши дни активного «причесывания» предпринимателей всех размеров, форм и содержаний.

По сути, наша индустрия стала заложником небрежного отношения к безопасности клиентов, которых обслуживают предприятия различных отраслей – торговли, культуры, развлечений, физкультуры и спорта, медицины и т.д. К сожалению, уборка не расценивается как инструмент, гарантирующий оказание качественных и безопасных услуг, и потому с легкостью взваливается на собственный персонал, не имеющий представления о современных уборочных технологиях. И даже в том случае, если предприятие вынуждено прибегать к услугам сторонней организации, скромность бюджетов, выделяемых на уборку, практически полностью стирает разницу между профессиональными и «доморощенными» методами.


Сколько стоят грязные полы

Каждый, кто работает в отечественном клининге знает, что полы – первое, на что обращает внимание входящий в здание. Поэтому их неопрятность негативно влияет на имидж заведения. Также хорошее известно и то, что загрязнения, попадающие в здания, пагубны для напольных материалов и электротехнического и электронного оборудования.
Реже вспоминают о том, что грязные или неправильно обслуживаемые полы являются источником опасности для жизни и здоровья людей. Согласно данным стран, где осуществляется учет и анализ несчастных случаев, и где пострадавший может взыскать компенсацию за физический вред с организации, в которой он работает или пользуется услугами, падения на скользких и неровных полах являются наиболее распространенной причиной обращения в суд, медицинские учреждения и пропусков рабочих дней.
Вот несколько показательных фактов из различных источников:

  • По данным центра по контролю и профилактике заболеваний CDC (США), ожидается, что к 2020 году ежегодные прямые и косвенные потери от травм, вызванных падениями, достигнут $54,9 млрд.
  • 57% респондентов, принявших участие в исследовании института управления недвижимым имуществом (США), считают падения одной из главных причин находящихся на рассмотрении спорных дел, а 63% — одной из главных проблем обслуживания недвижимости, с которыми они и их коллеги сталкиваются в своей деятельности.
  • По данным комиссии по безопасности потребительских товаров (США), полы и напольные покрытия ежегодно являются причиной более 2 млн. травм, полученных при падении.
  • Профессиональные травмы вследствие падений, приводящие к потере трудоспособности (временной и долгосрочной), ежегодно обходятся по приблизительным подсчетам в $250 - $300 тыс. (выводы комиссии по безопасности потребительских товаров США).

К сожалению, в нашей стране статистика таких несчастных случаев отсутствует в открытом доступе, а взыскание компенсаций с компаний — процесс долгий и непростой. С одной стороны, отсутствие широкой судебной практики и неизбежного наказания за подобные инциденты позволяет предпринимателям и дальше пренебрегать безопасностью клиентов. С другой стороны, отсутствие доказанной причинно-следственной связи между травматизмом и некачественным обслуживанием объектов, жестких требований к качеству напольных покрытий и их обслуживанию не позволяет добросовестным предпринимателям избежать ошибок, даже если они этого хотят.

Впрочем, лиха беда началом — и у нас уже есть прецеденты: «Апелляция вдвое увеличила компенсацию клиентке "ВТБ 24" за полученную травму на скользком полу», «В Удмуртии «Связной» выплатит жителю Сарапула 400 тысяч рублей за падение с лестницы».

Чем может помочь уборочный сектор?
«В то время как случайный наблюдатель счел бы причиной большинства падений недостатки обуви или напольных покрытий, на самом деле падения являются следствием неправильных методов уборки. Всегда необходимо самым тщательным образом проверять методы уборки и ухода за напольными покрытиями» – таков один из выводов исследования американской некоммерческой организации National Floor Safety Institute (США), деятельность которой направлена на предотвращение несчастных случаев, вызванных падениями, связанными с некачественным обслуживанием или дефектами напольных материалов.
Казалось бы, кто, как не сектор услуг нашей индустрии мог бы спасти потенциальных жертв, обреченных на падения на различных объектах недвижимости коммерческого назначения! Ведь те знания и технические возможности, которыми располагает российский клининг, позволяет эффективно решать вопросы, связанные, в первую очередь, с безопасностью – и гигиенической, и физической – сотрудников, клиентов и посетителей различных компаний. Но, увы! Согласно различным исследованиям (пока только западным), тревожным новостям, «герои» которых – уборщики и мойщики окон – клининговые компании превратились в своеобразных «сапожников без сапог»!
«Показатель заболеваемости болезнями, приводящими к инвалидности, среди уборщиков выше по сравнению с другими группами рабочих, а продолжительные болезни более распространены в клининге». Это цитата из статьи «Профессиональная уборка и профессиональный инвентарь – эффективность и безопасность труда», опубликованной в нашем журнале в 2010 году (№ 1/32), говорит о том, что с безопасностью труда в клининге большие проблемы! Главная причина неблагополучия уборочного сектора – заниженная стоимость контракта на уборку.
Вероятно, решение вопросов безопасности и есть та точка пересечения интересов клининговых компаний и предприятий других сфер. Ничто не объединяет людей так, как общие проблемы! А поиск общих решений и соучастие в процессах укрепляют отношения на долгие годы!

Наглядная безопасность
В уже упомянутой статье «Профессиональная уборка и профессиональный инвентарь – эффективность и безопасность труда», опубликованной в нашем журнале в 2010 году (№ 1/32), мы разместили постеры Health and Safety Executive (HSE — Управление по вопросам охраны здоровья, техники безопасности и охране труда, http://www.hse.gov.uk/). Это неправительственная организация, подчиненная парламенту и финансируемая за счет правительства Великобритании. HSE регулярно выпускает как методические разработки, так и креативную информацию по тематике своей деятельности.
Представляем эти постеры с переводом размещенной в них информации.
Серия из шести плакатов под общим названием ”Simple mistakes can shatter lives… ...your action could help stop them from happening”: « Элементарные ошибки могу разрушить жизни… …ваши действия могли бы помочь их предотвратить».
Первые четыре постера содержат следующий текст:
«• Если вы увидели разлитую жидкость, незамедлительно удалите ее.
• Если вы заметили опасность падения, устраните ее.
• Носите обувь с нескользкой подошвой, чтобы избежать падения.
• Способствуйте тому, что бы ваше рабочее место было всегда чистым и аккуратным».